«Сказки на спицах» - это
анимированные презентации – сказки для «неговорящих» детей, т.е. детей с таким
речевым заключением, как «задержка речевого развития», «ОНР I, II уровней» и т.п. Практикующие логопеды знают, что развитие
речи такого ребенка – процесс длительный
и многоплановый. Качественные задержки сроков и темпов развития детей раннего и преддошкольного возраста обусловливают трудности формирования чувственной основы
речи, возможные нарушения моторной сферы
или ее недоразвитие определяют проблемы
формирования сенсомоторного механизма речи.
В связи с этим выделяются
основные направления работы логопеда
дошкольного учреждения, которые реализуются во
всех видах детской деятельности.
Одним из этапов логопедической работы
является формирование предметной соотнесенности звучаний, доступных
ребенку (т.е. звукоподражаний и
слов). Для этого успешно применяются многие методики отечественных
педагогов.
И одним
из приемов закрепления звукоподражаний и
слов с «неговорящими» детьми,
применяемым мною, является
работа со сказкой в
форме презентации. Такая
работа обеспечивает:
§
развитие мелкой моторики;
§
развитие
внимания, мышления, памяти;
§
развитие
просодики;
§
эмоционально – мимическое развитие;
§
активизация речи;
§
развитие
подражания;
§
формирование умения
в пассиве соотносить предметы
и действия с их словесным
обозначением
Для такой работы
больше всего подходят
короткие русские народные
сказки (особенности сказок
педагоги знают: это
и простой сюжет,
знакомые детям герои,
многократные повторы действий
и т.д.). Например, сказка
«Репка», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Теремок». Речевым
материалом являются ранее
отработанные звукосочетания: звукоподражания голосам
животных и подзывы, звукоподражания бытовым,
транспортным и музыкальным
шумам, эмоциональные восклицания и
слова и элементы
невербальных систем коммуникации,
как система жестов.
Активизация такой речи
детей здесь связана и
с игрой, и
с наглядной ситуацией, и
с положительными эмоциями
ребенка, что является необходимым
условием речевого развития.
Этот период развития
речи у детей
естественный, и неправильно
было бы перескочить
его. Но задерживаться
на нем тоже
нельзя долгое время,
нужно переходить к
обучению словесным комбинациям
при первой же
возникшей у ребенка
возможности воспроизводить
по подражанию хотя
бы части некоторых
слов.
Применение такого приема
работы на данном
этапе коррекционного обучения «неговорящих» детей является
интересным и эффективным
дополнением к традиционным
формам логопедического воздействия
и помогает разнообразить
длительный процесс развития речи
таких детей.
В комплект
«Сказки на спицах» входит:
1. Методические
рекомендации
2.
Упражнения для пальцев и кистей рук,
артикуляционные и дыхательные упражнения, которые используются в сказках –
презентациях
3.
Сказка «Колобок»
4.
Сказка «Курочка Ряба»
5.
Сказка «Заячья избушка»
6.
Сказка «Репка»
7.
Сказка «Маша и медведь»
8.
Сказка «Три медведя»
9.
Сказка «Три поросенка»
10.
Сказка «Гуси – лебеди»
11.
Сказка «Петушок – золотой гребешок»